История домашней одежды

От ночной рубашки до пижамного стиля
Женское домашнее белье в России и Европе
XV - XX вв.
История появления ночной одежды
На Руси со старинных времен женская одежда была разделена на нижнюю (нательную) и верхнюю. Это объяснялось прохладным климатом и требованиями гигиены. Потому нательная рубашка, как предмет нижнего белья, была в гардеробе даже наиболее бедных крестьянок. Шилась она, чаще всего, прямой и свободной из выбеленного льняного полотна, хотя точный покрой ее неизвестен. Показываться на улицу или даже на глаза чужим людям в одной нижней рубашке было верхом позора.

Вплоть до XV века женщины не знали, что такое ночной гардероб. Им приходилось спать в неудобной верхней одежде, нижнем белье (нательной рубахе) или обнаженными.

Изобретателями прообраза для ночной рубашки считаются чехи. Именно в этой стране в XV в. появились первые изделия, предназначенные для сна. Они были очень объемными, длинными и назывались «юбкой для спальни». По другой версии, данный предмет одежды появился в Италии в XIV в.

Кроме того, одной из разновидностей ночной одежды данного типа у женщин была надетая поверх дневной рубашки ночная фуфайка, доходившая до талии и обладавшая длинными рукавами.

Что явилось главной причиной создания одежды для сна, сегодня неизвестно. То ли спать раздетыми было слишком холодно, то ли в верхней одежде как следует отдохнуть не удавалось, но факт остается фактом – женщины наконец-то заполучили заветную ночную одежду в свой гардероб.
О происхождении слова «белье»

Слово «белье» образовано от прилагательного «белый», восходящего к общеславянскому корню belъ. Первоначальное значение – "белое полотно". Изначально исподнее делалось из неокрашенной, белой ткани. Впоследствии, когда для белья стали использовать ткани розового, голубого и других цветов, слово утратило свое исходное значение, и теперь, говоря белье, мы имеем в виду постельные принадлежности, рубашки, сорочки любых цветов.

Слово «белье» в значении «белое полотно, белая ткань» известно только с начала XVI в., а в современном значении – «нижняя одежда, постельное белье» – слово начинает употребляться со второй половины XVII в. Слово «белье» как название изделий из полотна или иной (обычно белой) ткани, а также постельных принадлежностей, нижней одежды и т.п. является исконно русским и употребляется только в русском языке.
бюстгальтер, трусики
найдены в замке ленгберг, восточный тироль , австрия. XV век (ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО)
Нижнее белье (краткая история)

Словосочетание «нижнее белье» окончательно вошло в обиход лишь к концу XIX века, хотя уже в начале этого столетия каждая женщина под верхнюю одежду надевала комплект исподнего, состоявший из нескольких предметов.

Наиболее простым и удобным предметом нижнего белья в XIX веке была сорочка для сна. Сорочка обычно была сшита из непрозрачного хлопка и доходила до пят, с длинными рукавами, часто украшенная кружевом и вышивкой.

Под сорочку было принято надевать подштанники или кальсоны, также у каждой женщины была роба — халат особого кроя, который дамы надевали поверх сорочки, если приходилось вставать с кровати посреди ночи.

Днем женщинам было положено надевать на себя гораздо больше предметов нижнего белья.

Панталоны, которые изначально считались предметом гардероба куртизанок, теперь стали носить и аристократки, причем не только те, кто занимался верховой ездой и увлекался охотой. Однако даже к концу столетия панталоны все еще были мало похожи на современные трусы.

Две части панталон по-прежнему не сшивали между собой — делалось это из гигиенических соображений. Поскольку в то время дамы носили корсеты, то именно корсетом панталоны и прижимались к телу, и, раздельные штанины позволяли не раздеваться при каждом визите в дамскую комнату. Сшивать панталоны стали только в самом конце XIX века, однако и тогда более взрослые и консервативные дамы предпочитали носить привычную модель из двух штанин.

В это же время панталоны стали рассматривать не только как предмет гигиенической необходимости, но и кокетства: появились ажурные и шелковые панталоны, украшенные рюшами, кружевом и вышивкой.

Нижняя сорочка - предмет гардероба, не уступавший по важности панталонам, - шилась из льна или хлопка и часто доходила до щиколоток. Это тоненькое платье было либо без рукавов, либо с короткими рукавами, чаще всего - узкого кроя.

Позднее в обиход вошел и укороченный вариант до талии - такую сорочку называли camisole («камисоль»). Главной функцией нижней сорочки была защита кожи от жесткого корсета.

В начале 1880-х годов панталоны и сорочки стали объединять в один предмет нижнего белья - комбинацию. Сделано это было для большего удобства и сокращения числа одежды, которую женщине нужно было надевать на себя ежедневно. У комбинации обычно была застежка, доходившая до шеи, и длинные рукава, к началу XX века их также стали украшать кружевом и вышивкой.
Ночные рубашки и сорочки
Ночная рубашка как предмет одежды появилась в позднее средневековье в Германии под названием betthemd (нем. «постельная рубашка»), войдя в обиход дворянства и буржуазии в XVI веке. Постепенно ночная рубашка обрела популярность в Европе.

Впрочем, и после появления ночных рубашек многие спали в дневных рубашках вместо ночных, так, в Англии XVII века большая часть населения спала в дневных рубахах, хотя к тому времени ночные рубашки уже существовали. Одежда в те времена стоила недешево, поэтому приобрести хотя бы один специальный комплект для сна могли только весьма обеспеченные люди.

Общераспространённой одеждой ночные рубашки стали лишь в XIX веке (в ряде стран ещё позднее): например, во Франции вплоть до примерно 1870-1880-х годов спали преимущественно в дневных, а не ночных рубашках.
Одежда в те времена стоила недешево, поэтому приобрести хотя бы один специальный комплект для сна могли только весьма обеспеченные люди
Ночные рубашки шились из хлопчатобумажных тканей вроде сатина, батиста, байки, ситца, льна и фланели и имела застёжку на несколько пуговиц. Лён и фланель были наиболее часто используемыми материалами.

От дневной рубашки ночная отличалась длиной (она доходила до колена или лодыжек) и более свободным кроем.

Лейб-медик прусского короля Фридриха Вильгельма III Кристоф Гуфеланд в своём трактате 1796 года «Макробиотика, или Искусство продления человеческой жизни» рекомендует изготовлять летние ночнушки из льна, а зимние — из хлопчатобумажных тканей (также к ночным рубашкам предъявляются требования иметь широкие рукава и наплечники).

К XIX веку сорочка стала неотъемлемым элементом как женского, так и мужского гардероба – многие мужчины тоже спали в подобной одежде. Кроме этого, сорочка уже не считалась роскошью, как раньше. Благодаря такой доступности, каждая женщина имела возможность разнообразить свой гардероб несколькими моделями ночных сорочек. Даже в те времена использовались разные фасоны таких изделий.

В то время еще не допускались глубокие декольте, но из дополнительных деталей можно было встретить небольшие кружева и оборки.

Наибольшей популярностью пользовались строгие, классические модели ночных сорочек, которые выполнялись из хлопка или льна. Женщины из состоятельных семей отдавали предпочтение роскошным моделям из натурального шелка. Такие сорочки обычно украшали дорогими кружевами. Благодаря этому, они были похожи, скорее, на платье, чем на одежду для сна.
От дневной рубашки ночная отличалась длиной (она доходила до колена или лодыжек) и более свободным кроем
Ночные чепчики и колпаки

Чепец, чепчик — женский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком

У женщин популярными были также ночные чепчики, у мужчин – колпаки.

Чепец был важной деталью женского туалета – повседневный для горожанок и крестьянок, и как деталь утреннего туалета знатных дам.

В России они стали известны благодаря реформам Петра I, но наиболее популярным головным убором они становятся лишь в царствование Екатерины II. А к началу XIX века чепчик является обязательной деталью утреннего домашнего костюма, который скрыт от глаз посторонних. На балах и при выезде чепчик можно было увидеть только на пожилых дамах.

Чепец был не только предметом красоты, но и символом нового положения женщины в обществе. Еще Мария Аполлоновна Волкова в своих письмах писала " У матушек страсть выдавать замуж дочерей, хорошо ли, худо ли — лишь бы только пристроить, а дочки всячески стараются надеть чепчик, что зачастую дорого им обходится». Дело в том, что в России замужним дамам было принято покрывать голову, следовательно, гардероб претерпевал некоторые изменения, а именно появлялся чепец. Таким образом, чепчик становится в определенной степени символом нового положения женщины в обществе — замужней дамы.

У каждого чепчика было свое собственное название, которое могло быть связано с формой: Flugelhaube — «крылатый чепец» — с наставками по бокам в виде крыльев. Чепец Shlafhaube представлял из себя обыкновенный ночной чепчик, который носили и в течение дня. Парадный чепец а la vielle — «старушечий» — обычной круглой формы, с оборочками, большим бантом под подбородком.

Основная причина появления головных уборов для сна – гигиеническая, чтобы не заводились вши; вторая – для тепла, потому что отапливались спальни в прошедшие века очень плохо. Скорее всего, появление ночной сорочки также обусловлено холодом в помещениях, ведь во время сна без физической активности очень сложно согреться.
Женская ночная рубашка XIX века доходила до ступней, имела стоячий или отложной кружевной воротник (лишь изредка делалась узкая обшивка выреза с кружевом), рукава до кистей и была отделана кружевами (например, бродери англэз), лентами, бантами и рюшами, на верхних краях могли присутствовать сборки и складочки. Уже в этом столетии существовало бесчисленное множество фасонов и моделей этого предмета женского гардероба, равно как и способов отделки.

В конце XIX в. дамские ночные рубашки изготовлялись по большей части из хлопчатобумажных тканей, более тонкие ткани использовались лишь для самых нарядных рубашек. С 1880-х годов, с подачи немецкого врача Густава Йегера (известного пропагандой шерстяной одежды), ночные рубашки также начинают шить из тонкой небелёной шерсти.

В 1870-х годах женская нательная рубашка укоротилась и стала более плотно прилегать к телу.

К концу XIX века она превратилась в отделанную кружевом и шитьём сорочку очень простого покроя на узких плечиках с разнообразным оформлением горловины и более открытыми вырезами — вырез мог быть круглым, прямоугольным или треугольным (V-образной формы); появились модели с короткими рукавами или вовсе без них (их носили летом). Самыми желанными были шёлковые ночные сорочки.
Ночные сорочки
1830-1880 гг
В начале XX в. женские ночные сорочки, помимо льна, хлопка и фланели, изготавливают из батиста, нансука и шёлка.

Женские ночные сорочки 1910-х годов были прямоугольного покроя с либо длинными и узкими, либо короткими расклёшенными рукавами, украшались прежде всего рукава и верхняя часть переда (выше бюста).
Ночные сорочки
1913-1921 гг
С 1920-х годов женские ночные рубашки начинают шить и из вискозы, а после Второй мировой войны из синтетических тканей вроде нейлона.

С 1930-х годов ночные сорочки начинают изготавливать из трикотажа.
Ночная сорочка
1925 г. Шелк
Ночная сорочка
1960-е гг.
В русский народный быт женские ночные рубашки проникли в начале XX века, также спали и в нижних сорочках. Ночные сорочки представляли собой широкие, непривлекательные, неудобные модели. В основном для пошива данных изделий использовали сатин, хлопок или фланель. Однако и подобное изделие было трудно приобрести в магазине. Из-за тотального дефицита дамы садились за швейные машинки и сами мастерили себе сорочки.

В СССР 1950-1960-х годов женские ночные рубашки были длиннее, чем дневные нижние сорочки. Трикотажные ночнушки изготавливались из полотен, изготовленных из капрона, искусственного шёлка, капрона с искусственным шёлком и хлопчатобумажной пряжи. Тканевые — из тех же тканей, что и дневные: мадаполама, шифона, батиста, нансука, муслина и ситца, а также фланели и бумазеи. Основные требования к изготовлению женских ночных сорочек были изложены в ТУ 1345—51 «Изделия трикотажные. Сорочки ночные женские и детские» и ПТУ 731—54 «Изделия трикотажные. Сорочки ночные из основовязаного капронового полотна»
Ночные комбинации и комбинезоны
Панталоны

Во времена Директории (1795), когда в моду вошли лёгкие муслиновые платья, напоминающие сорочки — с большим декольте, обнажающим плечи, и поясом под грудью, — женщины носили в качестве нательного белья облегающее трико телесного цвета.

Панталоны утвердились в женском гардеробе в начале XIX века: отделанные кружевом, сначала они достигали лодыжки, а затем укоротились до середины икры. Отличительная особенность кроя первых панталон — раздельные штанины, которые крепились к поясу на талии, оставляя шов на уровне промежности открытым.

В 1860-х годах панталоны стали ещё короче и доходили только до колен.
Панталоны, нижние юбки, нижнее белье
конец XIX - нач. XX века
Комисоль

....
Женская комбинация

В городском костюме женские нижние рубахи были только до конца XIX века. В последствии они перешли в сорочки и комбинации.

Комбинация (от лат. combinato) – вид нижнего женского белья, нарядная облегающая женская сорочка, надеваемая непосредственно под платье поверх нательного белья.

Как видно из названия, комбинация является объединением корсета и нижней юбки или панталон, которые раньше носили под верхним платьем.

В отличие от своей родственницы ночной сорочки, комбинация - это разновидность женского белья, отличающаяся более миниатюрными формами, облегающего или полуприталенного силуэта, с расширением к низу, чаще всего длиной до колена, либо примерно на ладонь выше или ниже колена, с лифом на тонких бретелях или плечиках, незаметных под одеждой, сшитая из тонкой ткани, часто с кружевной отделкой.

Если ночные сорочки, поддевающиеся под одежду для тепла или для защиты тела от грубой ткани, существовали на протяжении многих веков, то женская комбинация появилась в дамском гардеробе в последнее десятилетие ХIХ века. А по- настоящему популярной сделалась в XX веке.

20-ые годы XX века стали эпохой торжества женской свободы и независимости, разрушением вековых стереотипов. Женщины начали осваивать многие, считавшиеся исключительно мужскими профессии, заниматься спортом, ездить на велосипедах, водить автомобиль, открыто пользоваться косметикой, посещать богемные вечеринки и позволять себе флирт, нередко переходящий в нечто большее. В эти безумные годы прекрасная половина человечества страстно желала выглядеть сногсшибательно. С этого времени начинается новая эра элегантного и сексуального женского белья. Каждая женщина мечтала быть обладательницей красивой комбинации, а спрос, как известно, рождает предложения, и подобных предметов нижней одежды становилось все больше и больше.
Женские ночные комбинизоны, комбинации
1890-1920 гг.
Капоты, пеньюары, домашние платья и халаты
Капотом (фр. capote) называлась распашная женская просторная одежда с рукавами, без перехвата в талии и застежкой спереди. В 20-30-е годы XIX в. капот - верхнее женское платье для улицы, с 40-х годов - только домашняя одежда (что-то среднее между халатом и платьем). Капот мог шиться из тканей: пике, фуляр, муслин, хлопко-шелковых легких тканей.

Капот носили персонажи Гоголя – замужние женщины, в частности жена Манилова, на которой «хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета».

К концу XIX в. капоты носить перестали.

Пеньюар (фр.) – в начале XIX в. во Франции утреннее женское платье, род капота из легкой ткани; в настоящее время домашняя кружевная одежда.
"Хороший вкус — если верить российским модным журналам 1890-1900 гг. — отличало также умение подбирать ткань и фасон в соответствии с предназначением будущего наряда.

Русская дворянка вполне могла принимать гостей в «парадном неглиже», но ее «неприбранность» должна была быть тонко продуманной.

В утреннем капоте или шлафроке, сшитом из легкой, светлой ткани, позволительно было выйти к завтраку и даже принять в раннее время неожиданного гостя. Однако и капот, и шлафрок считались неуместными после полудня."
Утренний халат (капот)
1900 - 1910 гг. батист, кружева, ленты
Капот императрицы Александры Федоровны
Пеньюары

....
Пеньюары
1920-50 гг.
Домашние платья

....
Домашние платья
1890-1920 гг.
Халатные отношения

«Собственно домашняя одежда — от мужского халата до женского пеньюара — возникла в европейском аристократическом гардеробе примерно в XVII веке», — рассказывает историк моды Людмила Алябьева.

«Попав в Европу, скорее всего, из Турции, халат стал атрибутом показной праздности, вестиментарной — посредством костюма — декларацией того, что его носителю не нужно работать. Мы по-прежнему говорим о «халатном отношении», если чей-то подход к работе кажется легкомысленным или безответственным.

Позднее этот предмет одежды вкупе с ночным колпаком облюбовали философы — как символ свободы и непринужденности. Обломову халат представлялся средоточием «тьмы неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела».

Одна из разновидностей этой сибаритской одежды — с шалевым воротником и обшлагами из атласа — получила название smoking, то есть халат для курения. Он надевался на время посещения курительной комнаты прямо поверх одежды, защищая ее от въедливого дыма, а пепел от сигар, падавший на шелковые лацканы, не оставлял следов. Позднее смокинг стал короче и из курительного «неглиже» превратился в мужскую одежду для великосветских раутов.

В советскую эпоху халат, утратив все свои поэтические ассоциации, превратился в своеобразную униформу для дома — в дуэте с ночной рубашкой в женском варианте. В мужском же роль домашней одежды заняли легендарные треники или попросту семейные трусы. Эта домашняя экипировка помогала, с одной стороны, уберечь дефицитную выходную одежду от занашивания, с другой — так проявлялась устойчивая привычка советских людей надевать все самое лучшее «в люди».

У наших современников с домашней одеждой отношения более сложные: для кого-то оппозиции одежды «для дома» и «на выход» просто не существует. У тех, кто работает дома (их становится все больше), вопрос о «рабочей» одежде и вовсе не стоит. И все-таки для многих само пересечение границы между домом и большим миром по-прежнему отмечено актом переодевания в домашнее. Снимая доспехи после очередного рабочего дня, складывая их в гардеробе до утра, мы наконец-то можем расслабиться. И, соприкасаясь с домашней одеждой каждым сантиметром своего тела, ощутить себя в безопасности. По-настоящему — дома».


Там, где мы живем

Среди доминирующих ценностей современного человека давно числятся работа, профессиональный успех, социальный статус. В больших городах становится все больше одиночек, которые стремятся убедить себя в том, что семья и дом — ценности вторичные. В России сказалось влияние и прежней, социалистической идеологии: само слово «быт» имеет в нашем лексиконе скорее негативный (в лучшем случае снисходительный) оттенок.

«Можно говорить о том, что такие ценности, как семья, дом, в нашем восприятии пострадали, — констатирует Мария Андреева. — Между тем дом — это место, где мы проводим важнейшую часть жизни. Не только отдыхаем, восстанавливаем силы между двумя этапами работы — это место, где мы живем. И то, как мы выглядим, отражает степень уважения и к нашим близким, и к самим себе. Любовь и уважение к дому как месту жизни, к семье — как способу жизни, — это то, во что стоит инвестировать и средства, и усилия, и творчество».

Источник: psychologies.ru
Домашний стеганный халат
1870-1890 гг.
Домашний халат
1912-30 гг.
Пижамы, бельевой и пижамный стиль
...
Пижамы
1920-30 гг.
Пижамы
1940 гг.,
Современная одежда для дома, сна и отдыха
В настоящее время домашнее женское белье представлено достаточно широко: как по фасону, расцветкам, так и по материалу изготовления и способам отделки.

Примером актуальной, качественной и комфортной домашней одежды являются пижамные костюмы SELFDŌM, изготовленные в стиле расслабленного минимализма из натуральных тканей.

Одеться, чтобы раслабиться
selfdōm #self_full #self_hugs selfdōm #self_made #self_love selfdōm #self_care #self_full selfdōm #self_hugs #self_made selfdōm #self_love #self_care selfdōm #self_full #self_hugs selfdōm #self_made #self_love selfdōm #self_care #self_full