Халатные отношения
«Собственно домашняя одежда — от мужского халата до женского пеньюара — возникла в европейском аристократическом гардеробе примерно в XVII веке», — рассказывает историк моды Людмила Алябьева.
«Попав в Европу, скорее всего, из Турции, халат стал атрибутом показной праздности, вестиментарной — посредством костюма — декларацией того, что его носителю не нужно работать. Мы по-прежнему говорим о «халатном отношении», если чей-то подход к работе кажется легкомысленным или безответственным.
Позднее этот предмет одежды вкупе с ночным колпаком облюбовали философы — как символ свободы и непринужденности. Обломову халат представлялся средоточием «тьмы неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела».
Одна из разновидностей этой сибаритской одежды — с шалевым воротником и обшлагами из атласа — получила название smoking, то есть халат для курения. Он надевался на время посещения курительной комнаты прямо поверх одежды, защищая ее от въедливого дыма, а пепел от сигар, падавший на шелковые лацканы, не оставлял следов. Позднее смокинг стал короче и из курительного «неглиже» превратился в мужскую одежду для великосветских раутов.
В советскую эпоху халат, утратив все свои поэтические ассоциации, превратился в своеобразную униформу для дома — в дуэте с ночной рубашкой в женском варианте. В мужском же роль домашней одежды заняли легендарные треники или попросту семейные трусы. Эта домашняя экипировка помогала, с одной стороны, уберечь дефицитную выходную одежду от занашивания, с другой — так проявлялась устойчивая привычка советских людей надевать все самое лучшее «в люди».
У наших современников с домашней одеждой отношения более сложные: для кого-то оппозиции одежды «для дома» и «на выход» просто не существует. У тех, кто работает дома (их становится все больше), вопрос о «рабочей» одежде и вовсе не стоит. И все-таки для многих само пересечение границы между домом и большим миром по-прежнему отмечено актом переодевания в домашнее. Снимая доспехи после очередного рабочего дня, складывая их в гардеробе до утра, мы наконец-то можем расслабиться. И, соприкасаясь с домашней одеждой каждым сантиметром своего тела, ощутить себя в безопасности. По-настоящему — дома».
Там, где мы живем
Среди доминирующих ценностей современного человека давно числятся работа, профессиональный успех, социальный статус. В больших городах становится все больше одиночек, которые стремятся убедить себя в том, что семья и дом — ценности вторичные. В России сказалось влияние и прежней, социалистической идеологии: само слово «быт» имеет в нашем лексиконе скорее негативный (в лучшем случае снисходительный) оттенок.
«Можно говорить о том, что такие ценности, как семья, дом, в нашем восприятии пострадали, — констатирует Мария Андреева. — Между тем дом — это место, где мы проводим важнейшую часть жизни. Не только отдыхаем, восстанавливаем силы между двумя этапами работы — это место, где мы живем. И то, как мы выглядим, отражает степень уважения и к нашим близким, и к самим себе. Любовь и уважение к дому как месту жизни, к семье — как способу жизни, — это то, во что стоит инвестировать и средства, и усилия, и творчество».
Источник: psychologies.ru